15 мая открылся XIX Всероссийский форум-выставка "ГОСЗАКАЗ". В дискуссии "Знает ли промышленность, что нужно государству? Или концепция создания цифровой информационной инжиниринговой платформы" принял участие председатель Совета ТПП РФ по развитию системы закупок Дмитрий Сытин.
В ходе дискуссии он отметил, что обеспечение технологического суверенитета является одной из важнейших задач, стоящих перед РФ на ближайшие 6 лет. При этом государственные закупки и закупки госкомпаний - это огромный рынок сбыта для бизнеса. Вместе с тем выявлен ряд проблем в сфере закупок. Ранее о них говорил и президент ТПП РФ Сергей Катырин.
Так, в настоящее время законодательство о закупках распространяет преференции в закупках на любые компании - субъекты МСП, не отделяя производственные компании от посредников или дистрибьюторов. Существующая система закупок, в том числе и среди субъектов МСП, направлена на покупку уже готовой продукции. Краткосрочные договоры, сжатые сроки поставки, устанавливаемые заказчиками, способствуют развитию сектора посредников, но не производителей. Кроме того, законодательство о поддержке субъектов МСП основано исключительно на формальных критериях включения в единый реестр субъектов МСП: численность сотрудников, доход, структура капитала. Однако совсем не учитывается направленность деятельности компаний: производство, сбыт или перепродажа готовой продукции. При этом необходимо отметить, что реестр российских производителей наполняется достаточно активно. На сегодняшний день уже более 4,6 тысяч производителей и более 310 тысяч товаров, что соответствует динамике - 5-7% в месяц, сказал эксперт.
Описанные выше проблемы, по его словам, приводят к тому, что существующие меры поддержки в закупках способствуют развитию, в основном, не производственных субъектов МСП, а скорее наоборот, компаний-посредников, которые ориентированы на перепродажу готовой продукции, прежде всего, китайского производства, поскольку ее себестоимость ниже российских аналогов. В связи с этим производственным компаниям часто не выгодно участвовать в закупках, что не соответствует цели развития технологического суверенитета, обозначенной главой государства, и требует дальнейшей корректировки.
Для развития производственных цепочек, состоящих преимущественно из субъектов МСП, необходимо, чтобы госкомпании своими закупками обеспечивали создание и развитие партнерских производственных компаний - субъектов МСП.
Дмитрий Сытин внес следующие предложения.
"Предлагаем рассмотреть возможность проведения закупок государственных компаний, соответствующих направлениям технологического суверенитета, заключать контракты на долгосрочной основе (от 3 лет) и только среди производственных компаний с выделением обязательной доли для производственных компаний - субъектов МСП. При этом ввести обязательные условия для победителей таких закупок по доле привлечения в производственные цепочки на всех уровнях только производственных компаний", - сказал он.
Для реализации предлагаемых мер поддержки производственных компаний - субъектов МСП потребуется корректировка существующей системы закупок. Специализированные торги для субъектов МСП, предусматривающие широкий доступ, уже реализовали свою первичную задачу и фактически сейчас существенно сократились в связи с санкциями и закрытием закупок. Их возможно заменить на механизм целевых закупок у производственных компаний - субъектов МСП, отметил Дмитрий Сытин.
Источник:
https://news.tpprf.ru