Профессиональные справочные системы для специалистов
17.01.2022
РСПП представил свою позицию о развитии климатической политики и углеродного регулирования

     Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) опубликовал позицию "О развитии климатической политики и углеродного регулирования" (https://rspp.ru/activity/position/pozitsiya-rspp-o-razvitii-klimaticheskoy-politiki-i-uglerodnogo-regulirovaniya-/?fbclid=IwAR17aXpfRmjgS2DDJebDVHk_oBNzX6ZbmhTpgzsTuL_S5RtgYVjXZB-frGQ).
     
     В позиции отдельно отмечено, что на текущий момент электроэнергетическая отрасль России является одной из самых надежных в мире и полностью удовлетворяет спрос со стороны промышленности и социального сектора. Достигнуто это благодаря систематическим и последовательным инвестициям в последние 20 лет в генерирующие мощности и электрические сети. Устойчивое состояние электроэнергетики - это преимущество Российской Федерации, которое позволяет осуществить энергопереход с учетом национальных интересов и условий.
     
     РСПП считает, что дополнительные механизмы углеродного регулирования в случае их введения требуют "тонкой настройки" и учета особенностей каждой отрасли и сектора экономики. Представляется целесообразным обеспечить дифференциацию углеродного регулирования по отраслям экономики. При этом при разработке государственной политики должен учитываться принцип "технологической нейтральности", направленный на максимизацию сокращения эмиссии и увеличение поглощения парниковых газов экономически оптимальным способом, а не на продвижение тех или иных технологических решений.
     
     Модель углеродного регулирования, заложенная в Федеральном законе от 2 июля 2021 года N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов", представляется РСПП сбалансированной и решающей основные задачи. В её основе лежит реализация и использование результатов климатических проектов, что может быть достаточным для декарбонизации большинства отраслей российской экономики. В то же время для небольшого числа отраслей может быть в перспективе проработана возможность введения дополнительных механизмов углеродного регулирования. В качестве первых "пилотных" отраслей для развития регулирования могут быть рассмотрены попадающие под европейское трансграничное углеродное регулирование (далее - ТУР) и имеющие значительные поставки в Евросоюз. Издержки от российского углеродного регулирования, переформатированного из других видов нагрузки, не должны превышать издержек от ТУР и не могут быть введены ранее 2026 года. Данный подход позволит снизить риск платежей в бюджеты других стран при импорте российской продукции странами Евросоюза. При этом в случае невозможности минимизации рисков ТУР для российских компаний представляется целесообразным рекомендовать Правительству РФ рассмотреть возможность поддержки российских экспортеров при поставке ими в государства Евросоюза продукции, подпадающей под проектируемое ТУР. При этом не обязательно под расширение российского регулирования должны попасть все отрасли, включенные в ТУР. Перечень таких отраслей должен быть сформирован на основании комплексного анализа. В случае, если те или иные отрасли не проигрывают от введения ТУР, то их включение в регулирование может быть нецелесообразным.
     
     К отраслям, требующим специального подхода, можно отнести электроэнергетику, считают в РСПП. Развитие "зеленых" технологий в электроэнергетике должно осуществляться в рамках замещения выработавших свой ресурс и технологически устаревших традиционных генерирующих мощностей, и только при наличии объективного спроса на тепловую и электрическую энергию, в том числе низкоуглеродную. Кроме того, технологические предпосылки - прогресс в области цифровизации, автоматизации и расширяющиеся возможности коммуникации хозяйствующих субъектов - позволяют внедрять и использовать новые механизмы снижения углеродного следа, такие как агрегированное управление спросом, за счет повышения эффективности работы энергосистемы.
     

     Для системного решения задачи декарбонизации энергетики может быть рассмотрена возможность создания специального рыночного механизма, позволяющего принимать сбалансированные оперативные и стратегические решения, направленные на выбор мероприятий по декарбонизации. Механизм должен позволять на регулярной основе делать рыночный выбор между мероприятиями на основе трех критериев: (а) целевая надежность энергосистемы с учетом роста потребления; (б) непревышение предельного уровня затрат потребителей на электроэнергию; (в) целевые ориентиры по снижению углеродного следа российской энергетики. При этом выбор решений должен быть технологически нейтральным. Приоритет должен отдаваться решениям/мероприятиям, позволяющим максимально сократить эмиссию парниковых газов по минимальной цене. К указанным мероприятиям в том числе могут относиться добровольные проекты по сокращению выбросов и/или увеличению поглощения парниковых газов, реализуемые предприятиями ТЭК.
     
     В ходе проработки дополнительных мер регулирования в отраслях, исходя из принципа неувеличения общей фискальной нагрузки, необходимо провести оценку уже существующих платежей, которые можно классифицировать как направленные на сокращение выбросов парниковых газов или содействующие декарбонизации. Российские компании уже сейчас осуществляют большой объем платежей, основным фактическим направлением которых является декарбонизация. Но эти платежи, хотя и являются по сути углеродным сбором, формально имеют другую правовую природу.
     
     Например, в конечной цене электроэнергии заложены обязательные для всех оптовых потребителей составляющие (по сути, надбавки), за счет которых целенаправленно финансируется строительство и содержание низкоуглеродной генерации. В рамках механизмов ДПМ ВИЭ, ДПМ АЭС, ДПМ ГЭС российские промышленные компании до 2035 года заплатят более 8 трлн рублей. Это можно считать целевой платой потребителей за снижение выбросов парниковых газов. Например, если перевести плату в рамках ДПМ ВИЭ в объем достигнутого сокращения эмиссий, то стоимость этого сокращения составит к 2030 году 55 евро за тонну СО-экв. Таким образом, платежи в рамках ДПМ ВИЭ, АЭС и ГЭС можно считать именно платой за декарбонизацию, интегрированной в стоимость потребления электроэнергии и обеспечивающей дополнительное снижение эмиссий в электроэнергетике.
     
     Важным фокусом для развития углеродного регулирования должна стать государственная поддержка энергоперехода. В его результате должны появиться целые отрасли и типы технологий (водородная энергетика, технологии улавливания, хранения и утилизации углерода, накопители энергии, новые низкоуглеродные технологии в промышленности и др.). Поэтому РСПП предлагает осуществить донастройку и расширение с фокусом на задачи энергоперехода действующих механизмов государственной промышленной политики и стимулирования инвестиций. Учитывая комплексность обозначенных задач и их высокое значение для базовых отраслей российской экономики, РСПП представляется принципиально важным обеспечить координацию действий государства и бизнеса в этой сфере.
     
     
     По материалам:
     rspp.ru