В последнюю пленарную неделю осенней сессии принят законопроект № 508638-8 "О внесении изменений в статьи 8 и 23 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" (в части введения института регуляторных контрактов) (https://sozd.duma.gov.ru/bill/508638-8?ysclid=m4th4j478z244590034), который законодательно закрепляет практику заключения регуляторных контрактов между органами власти и газораспределительными организациями. Введение регуляторных контрактов позволит увеличить темпы газификации регионов за счет привлечения дополнительных источников финансирования региональных программ газификации, развития сетей, увеличение объемов поставки газа потребителям.
На первую пленарную неделю 2025 года предварительно запланировано рассмотрение Государственной Думой в первом чтении проекта Федерального закона № 681175-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (https://sozd.duma.gov.ru/bill/508638-8?ysclid=m4th4j478z244590034https://sozd.duma.gov.ru/bill/681175-8?ysclid=m4th5vpltv208618658), направленного на совершенствование правового регулирования статуса газораспределительной организации (ГРО) и решение проблем бесхозяйных сетей и так называемого "основного абонента". Как пояснил первый заместитель председателя Комитета Павел Завальный, программа социальной газификации предполагает интенсивное развитие системы газораспределения. Сегодня оно осложнено из-за неурегулированных вопросов строительства, в том числе, силами частных инвесторов, и оформления прав собственности и эксплуатации газопроводов с 1990-х по 2014 год, а также прошедшей в 1990-х годах приватизацией газораспределительных сетей. "Сегодня более 200 тысяч км распределительных газопроводов в стране находятся в собственности физических и юридических лиц, не оказывающих услуги по транспортировке газа по ним и не являющихся публичными образованиями, так называемых "основных абонентов". По существу, многие объекты находятся сегодня вне правового поля, не являются объектами налогообложения, должным образом не эксплуатируются. Еще порядка 22 тысяч км - так называемые бесхозяйные сети. Это создает риски для обеспечения надежного и безопасного газоснабжения подключенных к ним потребителей, затрудняет подключение к сетям объектов капитального строительства новых потребителей. Кроме того, важно учитывать тот факт, что газораспределение фактически является естественно монопольным и, соответственно, регулируемым, видом деятельности и касается объектов повышенной опасности. Рассмотрение и принятие законопроекта в 2025 году позволит навести в этой сфере должный порядок", - подчеркнул Павел Завальный.
На следующую сессию запланировано и рассмотрение во втором чтении проекта Федерального закона № 686463-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса), принятого в первом чтении в сентябре 2024 года. Один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета Юрий Станкевич отметил, что сегодня, в условиях непрекращающихся попыток нанесения вражеских ударов по объектам критической инфраструктуры, основную угрозу несут БПЛА самолетного типа, обладающие возможностью скрытного перемещения и доставки мощных боевых зарядов на сотни километров.
"Правительством России сформирован перечень объектов, подлежащих усиленной защите. Среди них в силу своего значения доминируют предприятия ТЭК. Реагируя на двухлетний опыт, накопленный Минобороны, ФСБ, Росгвардией, иными службами и специализированными охранными организациями, Государственная Дума последовательно совершенствует регуляторные нормы для их защиты", - пояснил Юрий Станкевич.
Законопроектом предлагается наделить организации, привлеченные к физической охране категорированных объектов ТЭК и транспортной инфраструктуры, правом воздействия средствами радиоэлектронной борьбы на бортовые приемники сигналов систем навигации БПЛА. Также предусмотрено наделение сотрудников ведомственной охраны правом применять специальные средства и огнестрельное оружие вне охраняемых объектов при пресечении функционирования беспилотников, для как можно более раннего обнаружения аппаратов и эффективного противодействия им. Кроме того, документ создает правовые гарантии защиты работников ведомственной и частной охраны по аналогии с Федеральным законом "О полиции" и Федеральным законом "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Всего в плане работы Комитета на весну 2025 года на данный момент 7 законопроектов.
По материалам:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/508638-8?ysclid=m4th4j478z244590034https://sozd.duma.gov.ru/bill/681175-8?ysclid=m4th5vpltv208618658http://komitet-energo.duma.gov.ru/